Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Между «Повестью» и «Сказом»

15.09.2017, 0:48      Новости Саратова

О святом благоверном князе Петре и княгине Февронии — для детей

В канун осеннего дня памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, который был установлен в декабре 2012 года, вспомним об отечественном мультфильме "Сказ о Петре и Февронии". Показ прошел в отечественных кинотеатрах в июле этого года. Насколько удалась авторская интерпретация...

В древнерусской литературе есть несомненно выдающееся произведение — написанная в 40-х годах XVI века «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Текст «Повести» был создан Ермолаем (в монашестве Еразмом) — довольно плодовитым писателем, из­под пера которого выходили и духовные, и философские, и даже экономические трактаты. Поводом для написания стало прославление муромских князей в лике святых на Московском Соборе 1547 года. До этого существовала довольно давняя традиция почитания княжеской четы, а также сохранялись устные предания об их жизни.

Исследователи считают творение Ермолая-Еразма шедевром не только литературы XVI века, но и всей древнерусской письменности. Изначально автор должен был написать житие, но его «Повесть» стала уникальным произведением, в буквальном смысле единственным в своем роде. Ведь получилось не просто житие, а одновременно и романтическая история любви молодого муромского князя к простой девушке, и философско-символическое произведение, и христианская назидательная притча. Приведу слова известного историка, философа и публициста Георгия Петровича Федотова (1886–1951) — кстати, уроженца Саратова, который в своей работе «Святые Древней Руси» назвал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «трогательным сказанием». Не знаю, как сейчас, но в мою бытность школьником эта повесть входила в общеобразовательную программу по литературе.

* * *

Новость о предстоящем показе детского мультфильма «Сказ о Петре и Февронии» широко распространялась в соцсетях. Конечно же, в основу сценария была положена древнерусская «Повесть». Премьера была многообещающей, так что мы всей семьей отправились в кино.

Что однозначно радует — так это постепенное появление новой отечественной полнометражной анимации. Хотя я не являюсь противником продукции западных гигантов мультиндустрии — таких, например, как «Дисней» или «Пиксар», создавших немало настоящих шедевров, всегда радостно увидеть что-то «наше». Кроме этого однозначным плюсом выглядело обращение создателей мульт­фильма к классическому наследию древнерусской литературы. Примерно с таким настроением я заходил в зал кинотеатра.

А вот когда я выходил… Пожалуй, прежде чем перейти к собственно впечатлениям, сделаю важную оговорку: «Сказ о Петре и Февронии» — мульт­фильм, снятый для детей. А так как я давно уже не ребенок (если только в глубине души, но это не считается), мое восприятие естественным образом отличается от восприятия целевой аудитории. Я обременен подробным знанием сюжета древнерусской «Повести», а мои дети, с которыми я ходил в кинотеатр,?— нет. Я сторонник «главенства источника» над авторской интерпретацией, а для дошкольников и младших школьников имеют более важное значение совсем другие моменты. Поэтому прежде всего скажу, что моим детям мультфильм понравился, они заинтересовались этими святыми — и это самый главный положительный итог. Кроме того, дети, как известно, самые взыскательные и непредвзятые рецензенты.

* * *

Что можно сказать об этом произведении как о режиссерской работе? В нем есть все составляющие для успешного показа и зрительских аплодисментов. Вы увидите и красивую картинку (особенно симпатичными получились главные герои), и захватывающий сюжет — романтическую историю на фоне борьбы со злым колдуном-оборотнем. Еще вы услышите неплохую музыкальную тему в исполнении известной певицы Валерии. И, как положено в таком жанре, это будет история со счастливым концом: «они правили мирно, долго и счастливо». Все это — несомненно положительные и тщательно продуманные моменты, отдадим авторам должное.

Но я не случайно упомянул о сложных взаимоотношениях первоисточника и авторской интерпретации. Тем более речь идет о столь известном произведении… «Сказ о Петре и Февронии» — это именно интерпретация, причем очень вольная. На этот случай у авторов обычно существует весомый аргумент: «Я художник, и я так вижу». Чтобы сюжет был более зрелищным, создатели решили ввести в сценарий главного отрицательного героя (а есть еще и второстепенные), борьба и победа над которым — одна из центральных сюжетных линий мультфильма. Этим героем-антагонистом стал колдун-оборотень. Сначала он беспокоил Муром, принимая вид трехглавого змея, а после того, как молодой княжич Петр отрубил ему все три головы, злодей заявился в Муром самолично, нашел себе сообщников, а вскоре и вообще занял княжеский престол…

Собственно, происки колдуна-оборотня и стали, по замыслу авторов, причиной гибели старшего брата Петра — муромского князя Павла, а затем и изгнания Февронии. Если в «Повести» причиной ухода княжеской четы из Мурома было смирение перед боярской злобой — «бояре, по наущению жен своих, не любили княгиню Февронию, потому что стала она княгиней не по происхождению своему», то в «Сказе» причиной выступает коварный умысел в борьбе за власть. Важно, что в «Повести» завистливые бояре раскаиваются, когда понимают, что, выгнав князя с женой, они довели Муром до междоусобицы и раздора, и отправляют к изгнанникам послов, которые умоляют их вернуться обратно. В «Сказе» же князь и княгиня сами возвращаются спасать Муром от поганого оборотня, ставшего не просто тираном, а объявившего себя божеством. Они видят, что все муромские церкви закрыты и разорены, а на площади водружен идол, которому и должны теперь все поклоняться.

* * *

В отзыве на мультфильм одного крупного информационного портала было сказано, что авторы удачно сумели избежать коллизий, связанных со смертью княжеской четы, которые были бы трудны для детского восприятия. Ведь согласно «Повести» супруги оканчивают свой жизненный путь в разных монастырях, но в один день и впоследствии чудесным образом оказываются в одном гробу. Мультфильм же заканчивается конной прогулкой супругов по усыпанному снегом городу. Правда, один намек авторы все же оставили. Мальчик, видя проезжающих мимо князя и княгиню, спрашивает дедушку: «Они будут жить долго и умрут в один день?»…

Следовало ли авторам мультфильма так сильно отклоняться от текста «Повести»? Любовь Петра и Февронии настолько сильна, что свой земной путь они оканчивают вместе — и это важнейший момент в их общей судьбе. Я думаю, что сценарист и режиссер могли бы найти подходящий способ рассказать об этом, но авторское видение оказалось другим. Авторское решение создает, на мой взгляд, некую незаконченность сюжета, а более строгое следование ходу реальной «Повести» оставило бы картину только в выигрыше. Ведь даже смерть не властна над любовью, и именно в этом заключается для нас, верующих людей, главный смысл истории о святых супругах-христианах.

Газета «Православная вера» № 14 (587)

[ Священник Василий Куценко ]
Источник: eparhia-saratov.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования